Печать

Проектно-сетевой институт инновационного образования

Федеральная инновационная площадка «Проектно-сетевой институт инновационного образования»

1.Актуальность проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования» раскрывается в трех взаимосвязанных аспектах. Первый аспект обусловлен социальной значимостью идеи универсальности человека и фактора профессионализма в условиях модернизации российского образования. Ведущими механизмами становления педагога-профессионала являются рефлексивные технологии управления в сфере образования. Второй аспект связан с необходимостью разработки нового качества и нового содержания образования. Построение качественно новых единиц содержания и условий научно-методического сопровождения процесса становления педагога-инноватора требует развития институциональных форм продуктивной инновационной деятельности в региональной системе образования. В рамках третьего аспекта предполагается создание инновационных моделей организации повышения квалификации педагогических и руководящих кадров на муниципальном и региональном уровнях.

2. Цель проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования»: создание нового типа сетевой образовательной институции, представляющей собой высшую форму соорганизации субъектов инновационной деятельности в региональной системе образования.

«Проектно-сетевой институт инновационного образования» - особый тип образовательной институции как системно-сетевая организация развивающегося пространства инновационного образования, способная быстро, эффективно распространять корпоративное знание по горизонтали (в отличие от вертикально-иерархических структур) на основе новых технологий социальной коммуникации и проектно-деятельностной кооперации; проектно-сетевой механизм социокультурного прорыва в инновационное пространство отечественного образования, реализующий четыре линии инновационного развития:

  • образовательное учреждение как «элементарная единица» сетевой образовательной институции, имеющая собственную концепцию и программу инновационного развития;
  • локальная образовательная сеть, создаваемая по принципу территориальной общности или общности предмета (проблемы); 
  • межрегиональный сетевой комплекс, включающий сообщества «авторских школ», различные образовательные ассоциации, сеть региональных экспериментальных площадок, лаборатории, отделы, центры и т.д.;
  • федеральный сетевой инфраструктурный комплекс, состоящий из открытых сетевых институтов и университетов, федеральных экспериментальных и инновационных площадок и др.

3. Задачи проекта:

  1. Создание открытой корпоративной модели проектно-сетевого института инновационного образования.
  2. Разработка концепции проектно-ориентированного типа содержания инновационного образования.
  3. Разработка и внедрение персонифицированной модели повышения квалификации специалистов сферы образования.
  4. Разработка и внедрение новых механизмов управления и регулирования инновационной деятельностью.
  5. Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта.

4. «Дорожная карта» реализации проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования»

№ п/п Направление деятельности Сетевые события Сроки реализации Конечные продукты деятельности субъектов сетевого проекта
Первый этап: теоретико-проектировочный (сентябрь 2011 г. – август 2013г.)
1 Создание открытой корпоративной модели проектно-сетевого института инновационного образования

1.Система проблемно-проектных семинаров.
2.Рабочие совещания разработчиков проекта.

сентябрь 2011-январь 2012 1.Общий методологический тезаурус.

2.Аналитическая справка «проблемного поля» инновационного развития.
3.Программа и план мероприятий и семинаров.
4.Модель сайта сети и странички каждого участника проекта.

2  Разработка концепции проектно-ориентированного типа содержания инновационного образования 1. Игровое моделирование
2. Проблемно-проектный семинар
январь 2012-июнь 2012 1. Концептуальная модель нового типа содержания.

2. Организационно-деятельностная матрица программ, основанных на новом типе содержания.

Разработка и внедрение персонифицированной модели повышения квалификации специалистов сферы образования.

1. Проблемно-проектный семинар
2. Вебинары

сентябрь 2012 – июнь 2013 1. Нормативно-деятельностный стандарт нового педагогического профессионализма.
Разработка и внедрение новых механизмов управления и регулирования инновационной деятельностью 1. Региональный Круглый стол по проблемам организации и управления инновационными процессами

2. Вебинары.
3. Сетевые школы управления.

январь 2012 – декабрь 2013

1. Нормативная база проектно-сетевого института инновационного образования как автономной некоммерческой образовательной организации.
2. Соглашения, регламенты, договора по организации сетевого управления деятельностью проектно-сетевого института инновационного образования.

Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта.

1. Региональный методологический семинар по экспертной деятельности в образовании.
2. Открытое заседание РСЭС

август 2013 – декабрь 2013

1. Положение о межрегиональном сетевом экспертном совете.
2. Критериальная база проведения экспертизы проектных инициатив.

Второй этап: конструкторско-внедренческий (сентябрь 2013 г. – август 2015г.)
1 Разработка концепции проектно-ориентированного типа содержания инновационного образования.

1. Обучающие семинары.
2. Работа проектных групп.
3. Работа стратегических команд

сентябрь 2013 – июнь 2015

1. Корпоративные базы данных.
2. Практико-ориентированная коллективная монография.
3. Сборник научно-педагогических разработок

Разработка и внедрение персонифицированной модели повышения квалификации специалистов сферы образования.

1. Построение горизонтальных самоорганизующихся сетей и самообучающихся организаций.
2. Построение индивидуальных траекторий профессионального развития и саморазвития.

сентябрь 2013 – сентябрь 2014 1. Организационно-проектная программа профессионального развития педагогов.
Разработка и внедрение новых механизмов управления и регулирования инновационной деятельностью. Проектно-деятельностная кооперация участников сетевого проекта. сентябрь 2014 – июнь 2015

1. Положение о проектно-деятельностной кооперации.
2. Положение о проектной группе образовательной организации.
3. Положение об инновационном ресурсном центре.

Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта

1 Проектные мастер-классы по технологиям инновационного образования.
2. Нижегородский образовательный Интернет-форум проектных инициатив.

январь 2015 –  июнь 2015

1. Программы проектных мастер-классов и образовательного Интернет-форума.
2. Положения и программы деятельности экспериментальных, тьюторских, стажерских площадок.

Третий этап: рефлексивно-обобщающий (сентябрь 2015 г. – август 2016г.)
1 Внедрение открытой корпоративной модели проектно-сетевого института инновационного образования

1. Рефлексивно-методологические семинары.
2. Панельная дискуссия.
3. Веб-стенды.

сентябрь 2015 – июнь 2016

1. Научные, научно-методические, учебно-методические труды и разработки.
2. Корпоративная эпистемотека проектно-сетевого института инновационного образования.

Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта

1. Корпоративное обучение экспертных групп.
2. Семинары, совещания МСЭС, фестивали и др.

январь 2016 –  август 2016

1. Программы корпоративного обучения экспертов.
2. Программы организации мероприятий: ярмарки, фестивали и т.д.

5. Дорожная карта как алгоритм реализации проекта ФИП (2012) «Проектно-сетевой институт инновационного образования»

Задача «Рефлексивно-методологический анализ, стратегия ресурсного (сетевого) управления образовательными инновациями»

Тип продукта Сроки готовности Способ апробации и внедрения Событие

Аналитическая справка (Аналитическая справка содержит "проблемное поле" инновационного развития образовательного учреждения)

февраль – март 2012 Научный отчет (раздел инновационного предложения)

Проблемно-проектный семинар (26 декабря 2011, 12 января, 6 марта 2012)

Программа и план мероприятий (сборник инновационных предложений образовательных учреждений)

февраль – март 2012 Программа включает систему проблемно-проектных семинаров и рабочих интернет-совещаний Включение в план научно-исследовательской и проектной деятельности ГБОУ ДПО НИРО (стр. 21, 22, 24, 34, 36)

Методологический тезаурус (в нем раскрывается категория "проектно-сетевой институт инновационного образования" и ее основные понятия в рамках инновационного предложения)

февраль – март 2012 Публикация Презентация сборника инновационного проекта и проектных инициатив
Концепция "Школы гуманитарных антропопрактик" (осуществляется построение антропопрактик как новых форм соорганизации субъектов инновационной деятельности) февраль – март 2012 Реализация метапроекта "Школа гуманитарных антропопрактик"

Авторский семинар
В.И. Слободчикова
Презентационный видеоролик «Школа гуманитарных антропопрактик»)

Задача «Концептуализация и типологизация тематических концентров корпоративного знания проектно-сетевого института»

Тип продукта Сроки готовности Способ апробации и внедрения Событие

Концептуальная модель нового типа содержания
(Проектно-ориентированный тип содержания, включающий проектно-инструментальное управленческое знание, обеспечивающее переход от теоретического знания к проектно-позиционному корпоративному знанию)

Июнь 2012

Реализация
метапроекта "Проектно-ориентированное содержание образования",
метапроекта "Корпоративная эпистемотека",
метапроекта "Инновационная дидактика"

Мастер-классы школ, входящих в указанные метапроекты (август-октябрь)
МБОУ СОШ № 10 г. Павлова; МБОУ СОШ № 3 г. Кулебаки; МБОУ Лицей № 165 им. 65-летия «ГАЗ»

Программа (Организационно-деятельностная матрица программы включает: программу развития, программу управления, образовательную программу и др.) Июнь-июль 2012 Матрица программы деятельности проектно-сетевого института инновационного образования Корпоративное обучение педагогов на базе стажерских площадок ГБОУ ДПО НИРО

В состав Федеральной инновационной площадки
«Проектно-сетевого института инновационного образования» входят следующие образовательные учреждения Нижегородской области:

1. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 87 им. Л.И. Новиковой г. Нижнего Новгорода Кулёва Светлана Викторовна

2. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №15 имени академика Юлия Борисовича Харитона» г. Сарова Нижегородской области

Шемякина Валентина Ильинична
3. Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей-интернат «Центр одаренных детей» Нижегородской области Чапрак Игорь Аркадьевич
4. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей № 21 г. Дзержинска Нижегородской области Каргина Наталия Николаевна
5. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 28 имени академика Б.А. Королева г. Нижнего Новгорода Ермилова Ольга Александровна
6. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей №165 им. 65-летия «ГАЗ» г. Нижнего Новгорода Созинова Наталья Владимировна
7. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 8 г. Нижнего Новгорода Ярцева Ирина Николаевна
8. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 38 г. Нижнего Новгорода Кучерова Ирина Дмитриевна
9. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 14 г. Выксы Нижегородской области Клипова Светлана Сергеевна
10. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №17 г. Нижнего Новгорода Кочкина Татьяна Михайловна
11. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия №50 г. Нижнего Новгорода Тангалычев Рашид Халимович
12. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 38» г. Дзержинска Нижегородской области Бородачев Александр Васильевич
13. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №13 г. Нижнего Новгорода Анищенко Наталья Анатольевна
14. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия имени А.С. Пушкина г. Нижнего Новгорода Калмыкова Татьяна Владимировна
15. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 85 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода Ермакова Татьяна Викторовна
16. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов г. Кстово Нижегородской области Гашкова Светлана Николаевна
17. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 91 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода Богданов Игорь Михайлович
18. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода Булатова Елена Евгеньевна
19. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода Малинин Валерий Анатольевич
20. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска Нижегородской области Стрежнева Зинаида Алексеевна
21. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Пильнинская средняя общеобразовательная школа №2 им. А.С. Пушкина Пильнинского района Нижегородской области Канчерова Маргарита Васильевна
22. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово Нижегородской области Сачкова Любовь Александровна
23. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Лысково Нижегородской области Турлаев Геннадий Иванович
24. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г. Выксы Нижегородской области Лебедева Людмила Васильевна
25. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Кулебаки Нижегородской области Смоленченко Нина Николаевна
26. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Кисловская средняя общеобразовательная школа Лысковского района Нижегородской области Гришина Светлана Сергеевна
27. Муниципальное образовательное учреждение Большемакателемская средняя общеобразовательная школа Первомайского района Нижегородской области Горбунова Любовь Михайловна